Новосибирский

Юридический

Институт

филиал Национального исследовательского

Томского государственного университета

Основан в 1939 году

г. Новосибирск, ул. Советская, дом 7
Приемная комиссия: (383) 217-74-30 Секретариат: (383) 223-57-60
e-mail: info@n-l-i.ru

О нас

Телефон горячей линии для обу­ча­ю­щих­ся в НЮИ(ф)ТГУ граждан рес­пуб­ли­ки Казахстан: +7-913-989-8003 (Лыскова Марина Борисовна)

Телефон горячей линии для аби­ту­ри­ен­тов и обу­ча­ю­щих­ся НЮИ(ф)ТГУ из чис­ла ин­ва­ли­дов и лиц с ог­ра­ни­чен­ны­ми воз­мож­нос­тя­ми здо­ро­вья или со­про­вож­да­ю­щих их лиц: +7-913-949-7925 (Жуков Евгений Александрович)

Внимание!

КОРОНАВИРУС: важное и актуальное

Уважаемые студенты, обучающиеся за счет средств физических и (или) юридических лиц!

Необходимо подписать дополнительные со­г­ла­ше­ния к до­го­во­ру на ока­за­ние об­ра­зо­ва­тель­ных ус­луг (подробнее...)

Доступ к электронным ресурсам ТГУ

Для студентов и преподавателей Новосибирского юридического института Томский го­су­дар­ст­вен­ный университет открыл удалённый доступ к лицензионным полнотекстовым базам данных вне сети ТГУ

Правовой портал Минюста России

Министерством юстиции Российской Федерации в сети Интернет внедрен правовой портал «Нормативные правовые акты в Российской Федерации», доступ к которому обеспечивается по адресу http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф

Студентам и школьникам до пос­ту­п­ле­ния на работу необходимо по­лу­чить СНИЛС

В соответствии с нормами Федерального законодательства (ФЗ от 31.12.2002 № 198-ФЗ) гражданам, впервые поступающим на работу необходимо зарегистрироваться в системе обязательного пенсионного страхования. Поэтому всем школьникам и студентам, собирающимся летом пойти работать, необходимо получить СНИЛС.

Инновационные средства обучения

Сведения об обеспеченности инновационными средствами обучения и их использовании в учебном процессе

Инновационная деятельность института ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

Внедрение современных технологий обучения в образовательную деятельность требует новых подходов к оснащению вуза техническими средствами, интеллектуальными тренажерами, интерактивными интеллектуальными электронными досками (smart board), компьютерными технологиями, деловыми и организационно-деятельностными играми, а также овладение преподавателями программно-ролевыми методами организации учебной и научной деятельности, инструментарием интенсивной подготовки будущих юристов.

В институте создан целый ряд специализированных классов и аудиторий, оснащенных новейшим оборудованием. К их числу относятся:

  • тренажерный класс по безопасности жизнедеятельности и судебной медицине;
  • аудитории с мультимедийным оборудованием, интерактивными досками;
  • учебный зал судебных заседаний;
  • специализированный образовательный уголовно-правовой и криминалистический блок, в состав которого входят:
    1. кафедры уголовного права; уголовного процесса и криминалистики;
    2. учебная криминалистическая лаборатория;
    3. класс криминалистической техники;
    4. класс тактики и методики расследования преступлений;
    5. криминалистический кабинет;
    6. криминалистический полигон.

Специализированные аудитории активно используются в учебном процессе.

Так, в тренажерном классе по безопасности жизнедеятельности и судебной медицине студенты отрабатывают навыки оказания первой медицинской помощи, используя модульный манекен взрослого Resusci Anne. Обучение проводится в соответствии с европейскими протоколами оказания первой помощи или первичной реанимации при различных травмах максимально приближенных к реальным чрезвычайным ситуациям.

С целью формирования у студентов практических навыков и умений при проведении аудиторных занятий по дисциплинам «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс», «Трудовое право» и др., в 2010 году была оснащена специализированная аудитория – учебный зал судебных заседаний. Здесь осуществляется подготовка юристов в условиях, приближенных к реальным судебным процессам.

Проведение ролевых процессуальных игр в зале судебных заседаний развивает навыки работы с процессуальной документацией, развивает навыки судебной риторики, которые позволяют представлять интересы в суде, публично выступать, логично мыслить, делать умозаключения и др. Иными словами, будущие юристы закрепляют свои теоретические познания на практике, не выходя из стен института. В учебном зале судебных заседаний силами преподавателей и студентов регулярно проводятся инсценированные игровые судебные процессы по уголовным, гражданским, трудовым и административным делам. К практическим занятиям в учебном зале судебных заседаний привлекаются работники органов прокуратуры, адвокатуры, судов (судьи, консультанты, секретари судебных заседаний), сотрудники органов внутренних дел и иные практикующие специалисты.

Более пяти лет на основе кафедр уголовного права; уголовного процесса и криминалистики действует специализированный образовательный уголовно-правовой и криминалистический блок: в состав которого помимо собственно названных кафедр входят учебная криминалистическая лаборатория, два специализированных класса – криминалистической техники; тактики и методики расследования преступлений, криминалистический кабинет и криминалистический полигон.

Криминалистическая лаборатория института оснащена самыми современными техническими средствами, которых не имеют другие образовательные учреждения. В частности, студентами осваивается автоматизированная дактилоскопическая идентификационно-поисковая система «Папилон», которая умеет считывать биометрические данные, позволяя идентифицировать личность по папиллярным узорам. Широко используется на занятиях по криминалистике автоматизированная система составления портрета лиц «Каскад-фоторобот». Это современная лицензированная компьютерная программа с широким диапазоном возможностей. Система предназначена для создания портретов подозреваемых в совершении преступлений или пропавших людей, для прогнозирования возможных изменений внешности преступника и дальнейшего использования фоторобота в розыске. В этом ряду и современная аппаратура, с помощью которой можно оперативно определить подлинность нечитаемых, залитых кровью или краской документов, денежных знаков, ценных бумаг. Лаборатория располагает также новейшими цифровыми фотоаппаратами «Сanon» и «Sony». Для отработки практических приемов по осмотру места происшествия используются два модульных манекена. Криминалистический кабинет располагает богатейшими за Уралом коллекциями образцов (макетов) огнестрельного и холодного оружия, средств обнаружения преступлений, старинной фототехники. И все это активно используется в учебных целях.

В учебном процессе все шире применяются инновационные средства обучения, разработанные лучшими отечественными производителями. Это, в частности, учебно-методический комплекс «Виртуальный осмотр места происшествия», к введению в учебный процесс готовится учебно-методический комплекс «Виртуальный обыск (выемка)». Данные программы по степени проработанности для обучения навыкам работы на местах происшествий на сегодняшний день являются наиболее совершенными в России. Образовательный программный комплекс представляет собой инструмент для создания (моделирования) новых и имитации (проигрывания) готовых интерактивных 3D сцен различных мест происшествий. Для удобства использования в комплект программ изначально включены шаблоны различных мест происшествий (квартиры, лестничные пролеты, городские и загородные территории, вокзал и т. д.), а также большая библиотека объектов (предметы интерьера, улики, инструменты сбора улик и т. д.). Сцены полностью интерактивны, позволяют исследовать территорию и объекты в режиме реального времени. При таком подходе объединяются возможности современных компьютерных технологий и игровые моменты, что неоценимо для эффективного обучения. Кроме того, использование компьютерных деловых игр позволяет значительно упростить проблемы, связанные с необходимостью учета индивидуальных особенностей обучаемых.

Программа позволяет в одном компьютерном классе создавать неограниченное число криминалистических моделей различного уровня сложности, в том числе и на основе реальных уголовных дел, как для индивидуального, так и для коллективного обучения.

Программное обеспечение имеет развитую систему подсказок для пользователя, простое в управлении, захватывающее (моделируемые ситуации могут носить элементы новизны), обеспечивает решение практических задач, а также механизм оценивания действий обучаемых. В программе предусмотрено подведение итогов решения заданий с указанием невыполненных мероприятий, т. е. обучаемые имеют возможность самостоятельно проанализировать свои допущенные ошибки.

Главными достоинствами предлагаемого программного продукта является:

  • высокая эффективность обучения студентов;
  • контроль уровня знаний в режиме реального времени на любом этапе выполнения заданий, в отношении каждого обучаемого;
  • проверка результатов обучения и эффективности учебных методик в режиме реального времени;
  • моделирование различных мест происшествия с учетом степени квалификации (компетенции) и/или специализации обучаемого;
  • применение программы не требует специальных знаний и умений, что позволяет в короткий срок приобрести уверенные навыки моделирования мест происшествия, выбора верной тактики осмотра места происшествия, правильной работы со следами на месте происшествия, а также грамотного оформления протокола следственного действия.

На базе криминалистической лаборатории института проводятся краткосрочные курсы повышения квалификации работников правоохранительных органов Новосибирской области, в частности сотрудников МЧС, таможенной службы и др.

Успешно реализуемая долгосрочная программа информатизации рассматривается в институте как одно из приоритетных (стратегических) направлений в развитии вуза. Это процесс, направленный на реализацию мер по повышению качества образования, на проведение исследований и разработок, замену традиционных информационных технологий более эффективными, их сопровождение и развитие во всех видах деятельности − и прежде всего в образовательном процессе.

Расширяет набор услуг библиотечно-информационный комплекс (БИК) института.

Всё большее число студентов работает с электронно-библиотечной системой «Университетская библиотека оnlinе». Это электронная библиотека, обеспечивающая доступ к наиболее востребованным материалам: первоисточникам, учебной, учебно-методической литературе, научным монографиям современных авторов.

Основу ЭБС составляют электронные книги, которые сгруппированы в тематические коллекции и представлены в едином издательском формате. Всего в электронной библиотеке более 70 тысяч электронных книг по всем отраслям знаний, в том числе по истории права 1 730 и по отраслям юриспруденции – 5 534 изданий. ЭБС специализируется на учебных материалах для вузов и соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов. Работать в ЭБС можно из любого места, где есть доступ к сети Интернет.

Часть фонда библиотечно-информационного комплекса института составляют учебные видео, необходимые для интерактивных методов обучения. Видеотека БИК состоит из 50 видеокейсов по гражданскому и трудовому праву. Видеокейс основан на Гарвардской модели кейс-стадии и отражает типовые ситуации, которые наиболее часто происходят в жизни и с которыми придется столкнуться будущему юристу в процессе своей профессиональной деятельности.

Модель построения сюжета видеокейса: описание проблемной ситуации и иллюстрации неправильной модели поведения. Уникальность видеокейса в том, что не существует точных правильных ответов, а существуют оптимальные условия для решения ситуаций, которые обучающийся должен не просто обосновать, но и грамотно доказать свою точку зрения преподавателю и студентам группы.

В виртуальном читальном зале БИК можно ознакомиться также с Электронной библиотекой диссертаций Российской государственной библиотеки (ЭБД РГБ). Это уникальное хранилище подлинников диссертаций, защищенных с 1944 года по всем специальностям, кроме медицины и фармации. Всероссийский (до1991 года Всесоюзный) фонд диссертационных работ был создан в 1944 году в соответствии с приказом Всесоюзного комитета по делам Высшей школы при СНК СССР. Информационное обслуживание пользователей БИК осуществляется автоматизированной библиотечно-информационной системой (АБИС) VIRTUA с подсистемами «Каталог», «Книговыдача» и «Инвентаризация», позволяющие эффективно управлять библиотечными процессами.

В институте действуют три терминальных класса. Каждому студенту в соответствии с действующим законодательством обеспечен свободный доступ к сети Интернет, в том числе через беспроводную сеть WiFi. Терминальные классы используются также для занятий по информатике и обучения иностранному языку. Практические занятия сопровождаются просмотром фильмов без русского перевода для наилучшего восприятия особенностей английской речи.

Во втором учебном корпусе (ул. Широкая, д. 33) установлена спутниковая тарелка. Она представляет собой приемопередающую антенну, которая в сочетании со станцией спутниковой связи и компьютером, оснащенным WЕВ-камерой и акустическим устройством, способна обеспечивать передачу не только графической, но и аудио- и видеоинформации на любые расстояния.

Однако инновационные средства обучения – это не только соответствующая материально-техническая сторона дела. Это еще и инновационная практика, которая характеризуется специальным исследовательским поиском новых систем, процессов, проектов, программ, направленных на развитие и включающих реально осуществляемые нововведения.

В институте осуществляются инновационные проекты, движущей силой которых являются сами обучающиеся. Метод проектов – способ организации совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности обучающихся с целью достижения общего результата. Позволяет развивать у студентов системное мышление, навыки самостоятельного поиска и теоретического анализа, учит применению имеющихся познаний при решении задач.

В апреле 2014 года НЮИ (ф) ТГУ провел в Новосибирске Первый международный кинофестиваль студенческих фильмов по криминалистике «Золотой след». Таким образом, положено начало созданию открытой базы видеофильмов для их использования не только в учебном процессе, но и в деятельности по правовому просвещению и правовому воспитанию граждан.

Фестиваль, по сути, явился предложением о дальнейшем развитии в юридических науках некой парадигмы создания прикладных разноотраслевых мультимедийных разработок типа обучающих фильмов, кратких пособий и памяток, руководств и программ, изложенных в доступной и лаконичной форме. Следование этой парадигме позволит сделать важный шаг к сближению юридической науки с практикой, а главное − к росту правовой культуры и правосознания у населения.

Примером, убеждающим в правильности выбранного направления, может служить разработанная на кафедре уголовного права, процесса и криминалистики и одобренная ученым советом института в июне 2014 года альфа-версия уникального инновационного научного продукта электронного информационно-справочного пособия «Предупреждение мошенничества в сфере страхования и защита от преступных посягательств в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)». Данный пилотный проект представляет собой единственную в своем роде программу для современных мобильных компьютерных устройств, функционирующих на базе операционной системы Android версии 2.3 и выше.

Инновационное развитие института – это совокупность мероприятий, приводящих в конечном итоге к разработке и реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей образовательных услуг. Одним из таких мероприятий стал IV Всероссийский фестиваль науки, который состоялся 3-5 октября 2014 года в Новосибирске. Мероприятия, проведённые на площадке государственного концертного зала им. А. М. Каца носили уникальный характер. Это были специально разработанный диктант на правовую грамотность, демонстрация возможностей криминалистической техники при расследовании преступлений и презентация студенческих фильмов по криминалистике производства нашего института «Кража на Каинской» и «Тактические приёмы дознавателя Медведевой». А 4 октября в рамках фестиваля прошёл «День без турникетов»: НЮИ (ф) ТГУ принимал молодёжную экскурсию.

Особым успехом посетителей пользовался правовой диктант, который проводили десятки волонтёров – второкурсники-добровольцы НЮИ (ф) ТГУ. За три дня была проверена правовую грамотность у двух с половиной тысяч новосибирцев!

Работу автоматизированной дактилоскопической идентификационной системы (АДИС) «Папилон» оценили десятки молодых – и не очень − людей, прошедших процедуру дактилоскопирования, смогли унести на память электронные дактилокарты, содержащие прокатанные отпечатки десяти пальцев.

Еще одним проектом, который реализуется силами самих обучающихся, является лучший в Новосибирске специализированный студенческий отряд охраны общественного порядка, деятельность которого курируется, с одной стороны, сотрудниками института, а с другой – работниками правоохранительных органов. На основе этого уникального формирования создана база для проведения всех видов студенческих практик.

Юридическая школа для старшеклассников города Новосибирска создана при институте на общественных началах, где работают студенты-старшекурсники. Занятия здесь проходят по специально разработанной программе с применением инновационных средств обучения.

Среди задач, закрепленных в локальных нормативных актах – Положениях об отряде охраны общественного порядка и юридической школы, названы не только профориентация и приобретение неких практических навыков, но и правовое просвещение, и правовое воспитание, а также профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних.